Этика: тренинги, семинары, психотерапевтические группы — в чем разница?

Этика: тренинги, семинары, психотерапевтические группы — в чем разница?

Развитие своей индивидуальности – назначение каждого человека, но возможно это лишь во взаимодействии с другими людьми. Каждая личность принадлежит к различным формальным или неформальным группам людей, и их влияние на формирование наших ценностей и установок нельзя недооценивать.

Групповые занятия у психолога основаны на использовании возможности воздействия групп на их участников для содействия в решении их проблем и затруднений. Многие наши психологические проблемы носят межличностный контекст, поэтому более эффективной будет помощь в условиях общения между участниками группы, к тому же межличностное обучение позволяет воспользоваться опытом других людей.


  • Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа)

психотерапевтические группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии: транзактный анализ (ТА-группы); психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Цель групповой психотерапии: понять себя и изменить поведение, которое формировалось в течение многих лет. Процесс подобных изменения требует времени; участие в группе не приводит к изменениям быстро, например, в результате нескольких встреч. Однако, постепенно группа помогает создать новую систему отношений с людьми, изменяя ее с «проблемной» на более конструктивную. 

Количество участников терапевтической группы не превышает 12 человек (обычно от 4 до 8 человек в группе) 

Группа открытого типа: когда каждый участник может присоединиться к процессу работы в любой момент (на любое занятие); обычно это группы поддержки 

Группа закрытого типа: после того, как группа набрана, сформирован контракт на работу группы (запросы, цели, план работы, тайминг) к группе ни может присоединиться новый участник; обычно такие группы формируются по типичному или схожему запросу участников (например, работа с ассертивным поведением; группа поддержки для жертв насилия; группа для работы с изменениями в жизненном сценарии; и т.д) 

Встречи группы проходит один — два или раза в месяц; срок работы в терапевтической групп от 10 занятий до нескольких лет (сроки оговариваются и контрактируются совместно с участниками группы) 

Количество ведущих группы: один или два тренера-психотерапевта



  • Тренинг личностного роста (ТЛР) направлен на позитивные изменения в стратегиях поведения участников и / или в формировании навыков. 

Тренинги личностного роста помогают человеку выработать навыки дисциплины, стать более организованным, обрести вдохновение и уверенность в себе, учат относиться к миру позитивно и решать проблемы быстро и конструктивно. Они создавались для работы со здоровыми людьми и были направлены именно на рост личности, а не на ее лечение. 

На занятиях у каждого участника есть возможность проявить себя, узнать много нового о себе и своём взаимодействии с миром и другими людьми.  

Тренинг личностного роста (ТЛР) 

имеет определенную тематику (направление): коммуникативный тренинг; тренинг по управлению гневом; тренинг по развитию эмоционального интеллекта; тренинг по созданию (укреплению) здоровой атмосферы в коллективе; тренинги для развития ораторских способностей; тренинг для развития лидерских качеств; тренинг анализа психологических игр и альтернативных вариантов взаимодействия и т.д 

направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Это система тренировок, в процессе которых человека обучают (тренируют) в какой-либо практической или теоретической сфере.

Результат – развитие определенных способностей, необходимых для более эффективного ведения профессиональной деятельности.

Индивидуальные и/или корпоративные тренинги разрабатываются под запросы конкретного клиента или компании. 

количество участников ТРЛ не превышает 30 человек (обычно от 10 до 20 человек в группе) 

перед началом работы тренинга всегда формируется контракт на работу группы (запросы, цели, план работы, тайминг)

продолжительность тренинга, зависит от тематики и целей, обычно от 3-х часов — до двух дней

модульные тренинговые программы:  состоят из нескольких двух дневных тренингов, проходят с периодичностью раз в месяц 

количество ведущих: один или два тренера-психолога или тренера-коуча 


  • Мотивационный Тренингпубличное выступление, предусматривающее рассказ спикера (лектора, ментора, публичной особы, лидера мнений) о своих достижениях, личной истории (взлеты, падения, путь  к  успеху) и изменениях, которых он достиг в процессе своей карьеры, личной жизни и т.д, а так же о тех опознаниях, выводах и инсайтах которыми он готов поделиться с аудиторией 

формат: лекторий, бранч, менторская встреча 

продолжительность: от 10 минут (TED-формат) до 2-х часов (public talk формат

количество участников: от 30 до 200 человек 

количество спикеров: один 



  • Мастер-класс (МК) (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок)

обмен профессиональным опытом; обучающий тренинг

интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции

Одна из самых эффективных форм для получения новых знаний; основные преимущества – уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

  • Мастер-класс — современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Основной принцип ведения мастер-класса: «Расскажу (знаю как). Покажу (научу вас). Делай».

этот принцип показывает, что МК —  это двусторонний процесс, и отношения «тренер (преподаватель, эксперт) — участник (ученик, слушатель)» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, интерактив, практика и практически индивидуальный подход к каждому участнику — основное отличие мастер-классов от всех остальных форм и методов обучения.

количество участников не превышает 30 человек (обычно от 10 до 20 человек в группе) 

перед началом работы тренинга всегда формируется контракт на работу группы (запросы, цели, план работы, тайминг)

продолжительность обычно от 2-х часов — до 5-ти часов

количество ведущих: один тренер 

  • мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете


Воркшоп  (обучающая мастерская;  дословный перевод термина – «рабочая мастерская»)

мероприятие, в ходе которого можно не только получить определенный набор теории, но и немедленно воплотить на практике полученные знания под руководством специалиста в данной области

своего рода исследование определенной проблемы, где благодаря нестандартному подходу каждый участник сможет взглянуть на нее с нового ракурса и самостоятельно найти оптимальное решение

Основные отличия воркшопа от мероприятий другого типа:

  • высокая интенсивность группового взаимодействия,
  • активность и самостоятельность участников,
  • актуальный опыт и личное переживание

Основные методы и приемы: анализ и разбор ситуаций, создание проектов и презентаций, «мозговой штурм», параметрический практикум, выполнение индивидуальных и групповых упражнений; 

при такой форме обучения упор делается на динамическое знание, теоретические «вкрапления» в виде лекций применяются в минимальном объеме, необходимом для полного освещения темы; 

участники мероприятия могут использовать личный опыт и профессиональные знания и умения, имеющиеся у них по теме воркшопа;  делятся знаниями с другими участниками мероприятия.

Основная задача ведущего группы: направлять деятельность группы к максимально эффективным вариантам взаимодействия; повышение уровня культуры коммуникации рабочей группы; контроль процессов

ведущий (эксперт, руководитель) воркшопа помогает участникам определить цель, задачи высокопродуктивной мастерской, подбирает методы и приемы для активного исследования

продолжительность: минимальная – 5 часов; максимальная – пять-семь дней

количество участников не превышает 30 человек

количество ведущих: один тренер (эксперт, руководитель группы) 

Результат:   в финале воркшопа у группы есть определенный инструментарий, модель поведения в конкретной ситуации

Ответственность за результат учебного процесса распределяется между участниками и ведущим.

Каждый участник воркшопа получает индивидуальное решение конкретной задачи. Результативность мероприятия определяется вкладом участников.



 Семинар

Групповое практическое занятие по каким-либо специально выбранным вопросам для улучшения профессиональной подготовки, повышения квалификации.

Результатом является повышение эффективности применения полученных навыков на практике.

продолжительность: минимальная – 5 часов; максимальная – два дня

количество участников не превышает от 50 до 150 человек

количество ведущих: один — два тренера 



 

 

Comments for this post are closed.
" data-path="https://fabricheva.com.ua/wp-content/themes/mentalpress/share42/">

ПЛАН Б: забота о себе в стрессовой ситуации

"как я могу о себе позаботиться в случае если, ощущаю приступ паники , деструктивного поведения или проживаю стресс..."

про Самоцінність / психолог Марія Фабрічева ©playlist XII

27 відео-уроків про те, як вибудувати відносини з собою, зрозуміти свої цінності, потреби, як перестати знецінювати себе та інших, навчитися …

Марія Фабрічева: "Багато історій крутих жінок починаються зі слів «від мене пішов чоловік» / 40 нові 20

У #40нові20 - психотерапевтка Марія Фабричева: говоримо про зраду, про контракти для людей у стосунках, і про життя після зради.