Привет, меня зовут Мария Фабричева.
Я - психотерапевт; консультант-медиатор, тренер
- практик Транзактного Анализа (treenie CTA – P)
- творческий директор социально-психологических проектов
- постоянный эксперт-психолог СМИ, автор более 60-ти тематических статей
я запустила исследование культурального сценария.
Зачем? - для того, чтобы показать, что все в наших руках и только ты решаешь, куда тебя приведет узор жизненного сценария...в твоих руках перо и чернило. И это не фантазии - это реальная Жизнь!
Более 8-ми лет я занимаюсь коррекцией и изменением жизненного сценария человека, а если говорить более точно, то изменения направлены на негативные проявления сценарного процесса.
У меня было много клиентов, которым ничто вроде бы не мешало достигать своих целей, кроме странного ощущения: «мне этого нельзя».
То есть, мы с одной стороны хотим жить счастливо и развиваться, быть здоровыми и богатыми, а с другой упираемся в своего рода внутренний «купол», культурально-сценарый запрет который нам этого не дает.
Мария Фабричева. Жизненный сценарий. — особое мнение на портале segodnya.ua ©
Справка
- Сценарный процесс - это неосознанный способ проживания жизненного сценария, иными словами вариант структурирования личного времени.
- Сценарий, будь то пьесы, будь то жизни, имеет точки: завязка – действия – кульминация – финал. В финальной сцене можно выиграть, а можно получить расплату (последнее, обычно, получает неудачник, аутсайдер, если хотите).
- Сценарий бывает личностный, а бывает культуральный, отражающий ментальность страны в целом.
Культуральный и историко-социальный путь развития нашего общества сформировали определенные особенности личности, некий сценарный купол, который достаточно часто мешает качественному продвижению человека к личной автономии. Имя этому куполу – «культ страданий».
Можно выделить несколько причин, что способствовали развитию и укреплению культурального сценария и процесса «страдай»:
- Фольклорный фактор: во многих народных легендах, былинах, сказках можно отследить призыв к страданиям, как типичной сценарной развязке, в той или иной сфере жизни, к которой важно себя готовить.
Например, «Я стільки літала, так довго шукала, годі й шукати мені такого, якого я втратила ...». – это отрывок свадебной застольной песни «Ой там, на горі…», которая совершенно не располагает к обстановке праздника, а заставляет пустить слезу ( источник: http://muz-teoretik.ru/luchshie-ukrainskie-narodnye-pesni/ ) - Религиозный фактор: в христианстве достаточно много предписаний, которые способствуют развитию склонности к страданиям, обещая тем самым «приближение» к лучшему миру. По православному вероучению своими страданиями на кресте и смертью Христос искупил весь род человеческий от греха и вечной смерти. Теперь любой человек, если привьёт крест своих страданий к кресту Христову, может наследовать вечную жизнь.
- Исторический фактор: войны, голодомор, репрессии; проживание по принципу «продай соседа», так же не способствовали развитию позитивного сценария «Победителя», а лишь укрепляли негативные сценарные проявления.
Что такое культуральный сценарий
- Культуральный сценарий формируется во многом под влиянием критических и драматических событий, направленных на общество в целом (живущие в одной местности) или же на конкретную этническую группу (геноцид)
- Культуральный сценарий ярко выражается в обрядах, сказках и литературных образах.
Факторы формирования доминантного культурального сценария:
- законы, которые определяет та или иная группа, в руках которой сосредоточена экономическая или политическая власть
- группы людей разного этнического происхождения, которые долгое время жили вмести и ассимилировались под определенную культуру (например, южане, горцы, советские люди)
Часть самоидентификации человека, которая проистекает из осознания своей принадлежности социальной группе и коррелируется с эмоциональной значимостью своей принадлежности (гордость или стыд) называется социально-культуральной идентичностью.
с точки зрения Транзактного Анализа
В каждой групповой культуре есть свои условные эго-состояния (по Патерсону и по Берну):
- Этикет – по Берну это культуральный Родитель (то, что положено делать); культурально принятые убеждения, ценности, правила, идеология, кодекс морали, убеждения о том, что такое хорошо и что такое плохо, ритуалы, предрассудки, ожидания от идеальной женщины и мужчины, методы наказания и поощрения.
- Техническая культура – по Берну это Взрослый (то, что человек может делать); культурально принятые знания, техники, навыки, процессы экономики, наука, исследования, способы планирования и организации времени.
- Характер – по Берну это Дитя (то, что человеку могло бы нравится делать); культурально принятые выражения любви, удовольствия, боли, принятия, отвержения, сопротивления, дружбы, зависти, рождения, смерти, опасений, надежд и саботаж этикета.
- Культуральный родитель – целостная система убеждений, чувств, состоящая из этикета, технической культуры и характера культуры, которые интроецированы и проявляются в жизни индивида внутри культуры.
В основу любого сценарного плана входит 25% того, чему нас «научили» родители; 25% того, что «показал» нам социум и 50% того, что в детстве мы сами выбрали для себя, чтобы выживать и взаимодействовать с собой и другими.
В случае если, и родители и социум подкрепляют тот или иной шаблон поведения, ребёнку достаточно сложно противостоять этому, а значит, для того чтобы выжить и принадлежать системе, он вынужден перенимать правила игры и действовать по предложенному шаблону, даже если он негативный и неконструктивный.
Культуральный родитель содержит сознательные и бессознательные границы культуры и приемлемое поведение (хорошо/плохо), отражает стойкие архаические шаблоны, исторические драмы, взлеты и падения общества в целом.
Признаки нездорового КР (внутри индивида и культуры в целом):
- Повтор старой истории снова и снова без изменений
- Сохранение существующего порядка вещей, т.к. это безопасно и знакомо
- Ответственность за события, которые не относятся непосредственно к индивиду или за других людей, которые сами могут брать ответственность за себя
- Наказание за новое поведение, даже если это поведение жизнеутверждающие и здоровое (делай, как велено, а не иначе)
- Попытка тотальной власти за другими и наслаждение контролем (тотальный контроль без объяснения здравого смысла и логики)
- Разрушение всего, даже хорошего, что мешает сохранению контроля
Так из поколения в поколение передаются родительские предписания:
- «страдай и радуй меня», «страдай и будь сильным (терпи)»; социальные программы: «вот как надо страдать»; «бог терпел и нам велел»
И ранние детские решения (убеждения):
- «я могу получить желаемое, только когда страдаю», «я могу жить, только если буду страдать», «я должен страдать, как моя мама»
Основные особенности и сложности работы с культуральным сценарием:
- низкий уровень конфронтации привычным сценарным посланиям,
- высокий уровень конфронтации альтернативным сценарным посланиям,
- недостаток людей с альтернативными моделями поведения
- сдерживание информации, которая предоставляет альтернативные выборы
Возможности для изменения культурального родителя
Подобные изменения – достаточно длительный процесс, они могут начинаться из любой точки убеждений (этикет, техническая культура, характер). Если меняется одна из точек – меняется вся система КР.
Возможные виды трансформации (излечения) КР:
- индивидуальная – требует перестройки содержания и перераспределения психической энергии (катексис) между Р-В-Д
- социальная (групповая) – процесс идентификации; перераспределения и / или изменения содержания и движения энергии (катексис) в Культуральном Родителе
Начав несколько лет назад исследование особенностей культурального сценария нашей страны, я пришла к определённым выводам: в нашей социокультурной среде, имеет место проявлению сценарного шаблона, в силу которого, быть на сто процентов счастливым и/или успешным, подсознательно - нельзя. Более того – опасно. Тяжелые страницы истории, связанные с постоянной угрозой для жизни, научили нас «сидеть тихо», не проявлять инициативу, прятать свои таланты, преуменьшать свои достоинства и т. д., что-бы выжить.
При этом я обнаружила достаточно много возможностей для того, чтобы выйти из данного негативного культурального шаблона, проанализировав сильные стороны родовой системы, истории клиента - провести реконструкцию личного опыта.