Трудности перевода: почему возникают конфликты
отзыв о мастер-классе психолога Марии Фабричевой «Трудности перевода» 27.06.2107. Киев / источник
Почему возникают сложности в общении, непонимание и обиды? Часто для построения эффективной коммуникации нам не хватает элементарных знаний. Лекции практикующего психолога Марии Фабричевой «Трудности перевода. Как наладить коммуникацию» — отличная возможностью их получить.
Если вы стремитесь к осознанной коммуникации и не знакомы с трансактным анализом, эта статья для вас. Психологическая модель эго-состояний американского психолога и психотерапевта Эрика Берна многое объясняет в поведении людей.
Трансактный анализ: модель Родитель-Взрослый-Ребенок
Согласно этой теории, каждый человек в любой период времени находится в одном из трех эго-состояний, которое и определяет его поведение с окружающими:
- Родитель
- Взрослый
- Ребенок
Такие роли мы проигрываем в коммуникации с собой, ведя внутренний диалог, чтобы сделать выбор или принять решение, и в общении с другими людьми. Переход между этими состояниями происходит практически мгновенно, и, зачастую, неосознанно для нас самих.
Каждое из трех состояний Родитель, Взрослый, Ребенок имеет свои особенности и может идти как со знаком «+», так и со знаком «-».
Состояние Взрослый предназначено для коммуникации в режиме «здесь и сейчас» — для адекватной, грамотной возможности воспринимать действительность, трезво оценивать ситуацию и своевременно на нее реагировать. В этом состоянии человек опирается на логический анализ, обрабатывает данные и оценивает вероятности, что очень важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый имеет четкие программы и задачи, которым следует. Другая обязанность Взрослого – регулировать деятельность Родителя и Ребенка, выступать объективным посредником между ними.
Состояние Родитель человек получает из родительских образцов поведения, копируя действия и реакции своих воспитателей, когда он был ребенком. У Родителя две основные функции. Во-первых, он позволяет взрослому человеку вести себя как родитель по отношению к собственным детям. Во-вторых, Родитель решает множество мелких задач «автоматически», сохраняя время и энергию, освобождая Взрослого от принятия рутинных решений. Человек в Родительской позиции не думает, он знает как надо, действует по шаблону.
Из Родительского состояния мы можем заботиться или опекать, давать поддержку или же контролировать. Воспитывающий и Контролирующий родитель отличаются методами воздействия на окружающих.
Контролирующий Родитель «всегда прав» — он конфликтен по своей природе, бескомпромиссен, навязывает свою линию поведения, осуждает и принуждает.
Воспитывающий Родитель — более мягкий, умеет держать дистанцию и свое мнение при себе. Он тоже знает как надо, но позволяет собеседнику самому сделать выбор и готов его поддержать.
Ребенок – источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости. Он открыт всему новому. Это очень эмоциональное и динамичное состояние, что является и плюсом, и минусом. Например, в Ребенке легко переключиться с радости на гнев, с любви на обиду.
Есть Адаптивный ребенок – выполняющий правила, есть Бунтующий против этих правил.
Адаптивный Ребенок – послушный и тихий. Со знаком «+» проявляет гибкость в коммуникации — способен подстроиться в нужный момент: переждать, замолчать, послушать, понять и принять более конструктивную точку зрения. Но со знаком «-» такой Ребенок лишен какой-либо инициативы и стремления действовать.
Бунтующий Ребенок «+» наделен здоровым стремлением к свободе и желанием проявить себя, но со знаком «-» будет возмущаться, сопротивляться, действовать наперекор пожеланиям Родителя и даже самые конструктивные предложения «принимать в штыки».
Вторая линия поведения — это Свободный Ребенок. Им руководят не правила, а новизна и любопытство – поступает так, как хочет в данный момент. Обычно его желания основаны на эмоциях и естественных потребностях. Очевидным плюсом в коммуникации является его способность перейти на «язык ребенка» и понятно объяснить собеседнику любое событие. Среди минусов – отсутствие дисциплины и ответственности.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний: Родитель, Ребенок, Взрослый. Вопрос только – какое из этих состояний доминирует?
В идеале – интегрированный Взрослый, который находится в режиме «здесь и сейчас», адекватно воспринимать реальность и адекватно на нее реагирует, исходя из того, с кем он общается, без переноса воспоминаний детства.
Почему возникает конфликт в общении?
Согласно данной теории, единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа.
Пока трансакции дополняют друг друга, пока они «параллельны», коммуникация может длиться бесконечно долго. Это может быть конструктивное общение Взрослых, или взаимное веселье Детей, или шаблонные разговоры Родителей. Трансакция Ребенок-Родитель, тоже дополняющая, то есть реакция на стимул правильная, ожидаемая и вытекает из нормальных человеческих взаимоотношений.
Но когда, к примеру, в общение двух Взрослых «врывается» Ребенок, то есть во время разговора один из собеседников сменил роль, коммуникация нарушается. Такие «перекрестные» трансакции, когда собеседники общаются из разных эго-состояний – одна из причин межличностных конфликтов.
Пересекающаяся трансакция приводит к разрыву коммуникации и для ее возобновления необходимо, чтобы один или оба человека перешли в другие эго-состояния.
Именно поэтому для построения эффективной коммуникации очень полезно понимать, в каком же сейчас состоянии находится собеседник и уметь отслеживать собственные реакции. Ведь осознанность делает общение более прямым и открытым, позволяет избегать конфликтов и проще получать желаемое.
Трансактный анализ – отличная возможность для развития взрослой и осознанной коммуникации.
если вы хотите лучше разобраться в себе, своих реакциях и состояниях, поведении окружающих, рекомендуем мастер-класс практикующего психолога Марии Фабричевой «Обесценивание: привычный заряд, тянущий вниз».
фото / видео отчеты:
- «Трудности перевода. Как наладить коммуникацию» 27.06.2017
3. «Трудности перевода» мастер-класс психолога Марии Фабричевой в рамках проекта ART Пикник Славы Фроловой / июнь 2014
мастер-класс семейного психолога Maria Fabrycheva в рамках проекта ART Пикник Славы Фроловойоткрытый диалог о том, как перестать играть и начать жить www.fabricheva.com.ua
Опубліковано Психолог Мариею Фабричевою Неділя, 6 липня 2014 р.